Спорные ситуации при обгоне

Одним из самых опасных маневров на дороге является обгон, поэтому нередко сотрудники ГИБДД инкриминируют водителям нарушение правил обгона, хотя на самом деле маневр был выполнен правильно. Это обусловлено, в частности, тем, что за нарушение правил обгона в соответствии с действующим законодательством на водителя можно наложить весьма суровые санкции.

Например, инспектор ГИБДД останавливает водителя, совершившего обгон, и утверждает, что тот пересек сплошную линию, а значит — нарушил ПДД. У водителя возникают вопросы: на самом ли деле я переехал через сплошную линию, и если это действительно так — в каком конкретно месте и на какой стадии выполнения маневра?
Ответ на первый вопрос очевиден — при проведении детального разбирательства сотрудник ГИБДД без проблем докажет, что он прав: вот здесь проходит сплошная осевая линия, вот в этом месте дежурил наряд ГИБДД, а вот здесь автомобиль пошел на обгон, пересекая сплошную осевую линию.

Что касается второго вопроса, то здесь «возможны варианты». Все мы знаем, что обгон — это маневр, выполнение которого возможно только при наличии определенного расстояния. Если рассуждать логично, то водитель вполне может начать обгон по правилам (например, при комбинированной разметке — через прерывистую линию со своей стороны), но для завершения маневра и возврата на свою полосу движения ему придется пересечь появившуюся в этом месте сплошную осевую линию. В данном случае пересечение сплошной линии нарушением не является, соответственно — санкции за это не налагаются.

В таких ситуациях некоторые работники ГИБДД могут хитрить. Например, после проверки документов невзначай произносится фраза: «Вообще-то вы сплошную осевую линию пересекли!». Обратите внимание — инспектор не инкриминирует водителю нарушение Правил дорожного движения, а лишь констатирует факт, который действительно имел место быть: завершая маневр, водитель пересек сплошную осевую линию.
Дальнейшее развитие событий во многом зависит от того, как поведет себя водитель. Если он поведет себя неуверенно и согласится с тем, что действительно нарушил ПДД, то наверняка автоинспектор наложит на него соответствующие санкции. Ведь не секрет, что ни один инспектор не откажется зафиксировать правонарушение, с которым человек полностью согласен.

Поэтому твердо заявляйте: «Да, я действительно пересек сплошную осевую линию. Но — при завершении обгона, и лишь для возврата на свою полосу. Так что я ничего не нарушал». Таким образом вы не позволите инспектору искусственно придумать нарушение там, где его и в помине не было.

ВНИМАНИЕ
Несмотря на это, помните: если вы находитесь на встречной полосе там, где это запрещено — вы подвергаете опасности жизнь и здоровье не только себя и находящихся в вашей машине пассажиров, но и других участников дорожного движения, даже если с юридической точки зрения правота на вашей стороне.
Многие водители уверены, что совершать обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» нельзя ни при каких обстоятельствах. Но Правила дорожного движения конкретно гласят: в зоне действия знака «Обгон запрещен» и «Обгон грузовым автомобилям запрещен» разрешается обгонять одиночные транспортные средства, движущиеся со скоростью менее 30 км/ч (это сказано в описании к дорожным знакам 3.20 и 3.22).

ПРИМЕЧАНИЕ
Это правило распространяется и на сплошную осевую линию — ее также можно пересекать для обгона одиночных транспортных средств, движущихся со скоростью менее 30 км/ч.
И если вы в зоне действия знака обогнали медленно едущий трактор, комбайн, либо иное одиночное транспортное средство, и остановивший вас инспектор инкриминирует вам обгон в зоне действия запрещающего знака, не впадайте преждевременно в уныние.
Наказать вас можно только в том случае, если одиночное транспортное средство, которое вы обогнали, ехало со скоростью более 30 км/ч. Если вы уверены в своей правоте — требуйте составления протокола и в разделе объяснений четко излагайте свое видение ситуации. Но если вы знаете, что виноваты — лучше не спорьте: как известно, добровольное признание смягчает вину.